Как проверить статус самозанятого перед оформлением на работу

Лишить статуса самозанятого работника могут в любой момент — в этом случае ваше с ним соглашение теряет силу, и вы рискуете попасть под санкции налоговой или трудовой. Как проверить статус самозанятого и избежать проблем — собрали самые быстрые способы.

Зачем проверять статус самозанятого

Чтобы не платить его налоги и страховые взносы, если окажется, что работника лишили статуса за:

  • превышение ежемесячного лимита доходов в размере 2,4 млн. рублей — скажем, при наличии других соглашений о сотрудничестве или с продажи своих товаров и услуг
  • неуплату налогов
  • попытку совместить самозанятость с другими налоговыми режимами вроде ИП
(разъяснение ФНС)

В этом случае вам придётся заплатить ему все НДФЛ и социальные выплаты за период сотрудничества, когда он не был самозанятым. И заключать новый договор, если планируете продолжать с ним работать.

2 быстрых способа узнать, оформлена ли у работника самозанятость

Способ 1. Проверьте статус самозанятого по ИНН на сайте ФНС

Налоговая запустила онлайн-сервис, который показывает, состоит ли человек в реестре самозанятых сейчас и был ли он самозанятым раньше — если, к примеру, вы сотрудничали с ним некоторое время назад и хотите убедиться, что всё было законно.

Для этого нужно ввести ИНН самозанятого и интересующую вас дату.

Обратите внимание: это должен быть именно ИНН, присвоенный при оформлении самозанятости, а не тот, что обычно указан в реквизитах банковского счёта. Работник может посмотреть его в профиле в приложении «Мой налог» или в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС.

Способ 2. Запросите справку о постановке на учёт

Текущей датой. Скажем, договор об оформлении на работу (подработку) от 17 ноября, то и в справке должна стоять эта дата.

Как самозанятому получить справку о постановке на учёт (чтобы вы могли проверить его статус) через «Мой налог»:

✅ Зайти в приложение
✅ Перейти в раздел «Прочее» нижнего меню и выбрать «Справки» — «Справка о постановке на учёт»
✅ Выставить актуальный год и нажать «Сформировать справку»

Не оформляйте договор с самозанятым, если


  • он является вашим штатным сотрудником
  • был таковым менее, чем за 2 года до заключения договора

Это запрещает Федеральный закон № 422 от 27.11.2018. За нарушение могут оштрафовать и работника, и работодателя.

Как исключить риски

Сотрудничать с самозанятыми можно в формате временной (гибкой) занятости — через платформу, которая возьмёт на себя всю бухгалтерию и документооборот.

Как всё происходит:

▪️ Заключаете с платформой соглашение
▪️ Компании создают профиль для размещения заявок на поиск (подбор) сотрудников — самозанятых и физических лиц
▪️ Размещаете заявку на интересующую позицию в формате смены длительностью 2−12 часов — и её сразу видят десятки тысяч исполнителей
▪️ Отвечаете на отклики и приглашаете работников — или настраиваете автозапись, и они записываются самостоятельно
▪️ Исполнитель отрабатывает смену, и платформа перечисляет ему установленную вами выплату со счёта организации в профиле
▪️ Закрывающие документы также оформляет платформа

🔥 Среднее время найма работника (с момента размещения заявки до выхода на смену), согласно внутренним данным Wibedo — 13,5 часов. При этом вы не несёте правовых рисков, связанных с наймом самозанятых — они ложатся на платформу.

Wibedo — ваш помощник в поиске и оформлении персонала, с которым просто, удобно и безопасно.

Чтобы узнать все условия и преимущества сотрудничества с Wibedo, переходите на страницу проекта и получите персональную презентацию — наш менеджер свяжется с вами в течение 10 минут после оставления заявки.